Попробуйте вспомнить любое четверостишие, ведь когда-то вы учили их сотнями, по крайней мере вас заставляли. У некоторых спустя много лет что-нибудь да осталось в голове.
Тогда хитрее. Когда вы последний раз пользовались числом пи или экспонентой? Когда случалось вычисление производной и котангенса в недавнее время? Какова формула дискриминанта? А ведь когда-то, годами, целые вечера были заняты только этим.
Самые прожжённые зрители "Что?Где?Когда?" представляют, сколько притоков у Волги и сколько литосферных плит составляют земную кору. А ведь когда-то вы просиживали штаны и юбки неделями, слушая это вперемежку со страданиями крестьян в сюртуке на облучке и удушением Му-му кушаком. Сначала вода, потом кислота, иначе всем будет большая... вот то самое.
Каждый человек мечтает преобразить все сферы своей жизни: отношения, финансы,
карьеру, здоровье, предназначение. А мы знаем как это сделать с помощью астрологии:
98% наших учеников уже смогли скорректировать полный план на жизнь так, как
они сами
хотят.
Мы подготовили подборку полезных документов, которые помогут вам выйти на новый
уровень во всех сферах вашей жизни. И да, это все в рамках бесплатного курса!
Посему напрашивается закономерный вопрос: нахрена на протяжении 15-20 самых золотых юных лет пичкать в голову то, что никогда в жизни не понадобится, если только ваша фамилия не Друзь?
Аргументы в пользу массового образования упираются в астрологическую экспоненту деградации:
- не с кем оставить ребёнка;
- социализация;
- будет дураком, не сможет раскрыть таланты, не станет читать без палки;
- отобьётся от рук;
- не поступит в институт;
- не будет денег и успешного успеха.
В итоге больше всего детских душ губят ясли, потом сад, потом школа и наиболее безобиден для неокрепших умов уже универ, однако 15-20 лет жизни тратятся лишь для выхода на траекторию робота-потребителя, чтобы несколько мгновений до тридцатки впахнуть за ипотеку, затем выгореть и искать себя, доползая до порога аптеки.
Пройдёмся по каждому попсовому аргументу:
- раз не с кем оставить ребёнка, зачем ему уродовать метаболизм серотонин-мелатонин и таскать по темнотище и холодище ранним утром в садик; гораздо проще и дешевле найти знакомую бабушку, соседку, сброситься с пятью другими семьями на няню/гувернёра;
- двор раньше и миллиард разных развивах и мероприятий сегодня сделают это куда надёжнее заведения, куда подневольно таскают детей без предварительного фильтра;
- писатели постов в соцсетях в подавляющем большинстве закончили нечто больше садика, это им не помогло;
- окунуть детскую психику в атмосферу следственного изолятора, по заветам болтунов эпохи Просвещения, выглядит странным способом;
- во-первых, на институте не сошёлся свет клином, в 90-х-2000-х произошла массовая девальвация качества и статуса образования; во-вторых, старшеклассников-двоечников натаскивают на егэ за пару месяцев, то же самое можно сделать и с тем, кто 7-10 лет просто играл в сегу;
- а тут совсем печаль, нормальные деньги зарабатывают хорошисты, на контрасте бомж-миллиардер живут троешники, но классические отличники-зубрилы в неизменной заднице, даже без контрастов.
Создаваемые образовательной системой хаос, сумятица, непоследовательность между "хочу", "думаю", "делаю сейчас" и "собираюсь делать в будущем, потому что мне это интересно", заставляет краснеть и кусать локти даже прустовского Шарля Свана в поисках утраченного времени.
Текущее образование, как плод педагогики и потребностей индустриализации, плюс-минус выстроено вокруг Руссо (сдавшего детей в приют) и маркетинга общества потребления.
В текстовом мире человеческого сознания имена говорят всё, что нужно знать о заведении. "Детский сад" отражает представления Руссо/Монтескьё о том, что детей нужно растить и окультуривать, как капусту. Школа, античное схоле, представляет собой досуг, высокопарное страдание хренью, на фоне которого в голову иногда приходят умные мысли.
Universitas есть содружество преподавателей и учителей, производное общины монастыря, т.е. любой универ по определению секта. Как можно заметить, ничего с момента стартового дизайна имени не поменялось.
Вооружимся бессмертным трудом блистательного преподавателя Мишеля Фуко "Надзирать и наказывать", чтобы посмотреть на школу чуть поглубже, что же там происходит. А ничего, что отличало бы учебное заведение от больницы или тюрьмы:
- легализация насилия - задумаемся, какой вайб будет в месте, куда гонят толпу пинками под страхом наказания; привет, плутон;
- деформация самооценки - задумаемся, что происходит с личностью, когда на неё вешает клеймо "двоечник", "бездарь", "дурнушка", "лох"; и это потому, что маленький человек просто не способен за 40 минут на нервяках запомнить читающую учебник тётушку и попасть своим ответом в её мнение;
- развитие паранои и ОКР - задумаемся, что происходит с детскими нервами, когда на них капают экзаменами, суетой, проверочными работами, публичными выступлениями; взрослые ходят на ораторский курс неделями и месяцами, обращаются к коучам для преодоления страхов, а детей пинками выгоняют перед гыгыкающими одноклассниками читать стишок и отвечать урок;
- паноптикон - архитектура школы гарантирует дисциплину толпы учеников при ограниченном составе персонала; стоящие рядком парты = рядок камер в изоляторе; звонок на урок - звуковые сигналы в СИЗО; в любой момент в класс может зайти завуч или охранник отшмонает на входе - это прямо-таки "Соглядатай", повесть Набокова.
И ладно бы садик-школа давали невероятный контент, меняющий жизни. Ради такого можно было бы и потерпеть. Но терпеть канцелярский бред, потому что работающему пятидневку родителю надо куда-то вас сбагрить, чтобы отгадывать кроссворды и лечить старческую деменцию, синхронизируясь с логикой Друзя - весьма странный выигрыш.
Цена проигрыша куда выше. Юные годы даются для инсталляции в психику важнейших софт-скиллов, восстановить или выучить которые впоследствии очень тяжело. Астролог каждый день корпеет над этим в процессе рабочей деятельности.
Безопасность, личные границы, фокус, навык жить по сердцу и следовать за своим интересом, удовольствие от ошибки, расстановка приоритетов, вовлечение в сложное, радость от продукта своего труда и гордость процессом труда, распоряжение своей собственностью, ответственность за своё слово и дело, построение систем, разрешение парадоксов, следование двум-трём гипотезам в качестве истины, работа с источниками, сочувствие и эмпатия в коллективе, уважение к старшим.
Бесплатный видеокурс «Азбука астролога» от Павла Андреева — ТОПового астролога и преподавателя. Курс вам подойдёт, если вы:
Общеобразовательная система не только не развивает, но подчас губит эти навыки. За исключением олимпиад и мизерного исключения отдельных элитных школ и дошкольных учреждений.
Почему человечество, по заветам Фуко, ещё не издохло с таким образованием? Во-первых, оно близко. От боинга отваливаются железки на ходу, сезонное орви мы лечим методами XIV века, а люди всё больше теряют своё обличье - вторую сигнальную систему.
Раньше было несколько по-другому. За минусом мифов про тёмное среднековье и убогих крестьян, умиравших в 30 лет, очертим контуры стандартной образовательной системы.
На первом рождении до 3-5 лет чадо воспитывалось телесно (биология матери, ручной труд). После шло образование как воссоздание в голове Образа Божьего благодаря примеру отца и коммуникации с общиной (друзья родителей, соседи и т.п.).
Если угодно воспитать гения, то трафарет читается в любой биографии (Платон, Пушкин, Гёте, Лейбниц, Пирогов):
- до ~12 лет ребёнок учится и воспитывается дома (сначала няня, потом домашний учитель и "полоска света под дверью кабинета отца", как вспоминал великий философ Владимир Соловьёв);
- в 12-14 резкая сепарация от обоих родителей и выход в свет (училища, гимназии, вон Пирогов за пару лет после выхода из дома быстро запрыгнул в универ).
Двухфазное образование поддерживает любой учебник нейрофизиологии. До 12 лет дети не способны делать домашку из выбора и в целом невозможно заставить себя справиться с трудностью, пока не началась миелинизация лобных долей коры. Можно замуштровать ценой психотравмы, но тогда получится блогер. А так вся учёба работает на спайке солнце-меркурий луна-сатурн-уран: это игровая механика, живой интерес и пример отца и ближайшего социума. Других вариантов пока не придумано.
На выходе получаем два параллельных мира:
- где люди живут на автопилоте и не обращают внимание на детей, отправляя их в заведение:
- уравниловка и при этом нет входного ценза, способный и неспособный, внимательный и невнимательный, добрый и злой могут оказаться за одной партой;
- межпредметица, где история и изо запрыгивают на геометрию и заканчиваются физ-рой;
- смешанные классы с шизофренией "мальчики и девочки одинаковые";
- алгоритмы и зубрёжка для кроссвордов;
- онлайн, гаджеты, тесты, суета, уроки в тайминге.
- где люди думают о своём будущем и готовы бороться за будущее детей:
- мозг до 12-14 может учиться только оффлайн и только адресно ученик-учитель, в идеале тет-а-тет; потом луны-меркурии в юношестве заберут своё и случится коллектив, но на старте это диада крошка-сын и папа;
- 1-2 предметные области, одна станет профессией, вторая хобби; попытка изучить всё нахрапом пошла от индустриализации, советская школа есть политех и способ поднять массы из безграмотности; трюк временно сработал, особенно когда Сталин вернул и переработал учебники царских гимназий; но в долгосроке мы пришли к пропорции XIX века с 5% грамотных и 95% делающих вид;
- мальчик и девочка биологически 2 разных вида, они не могут учиться не то что в одном классе, им нужны разные учебники и педагогические подходы (разные гормоны, разное мозолистое тело, разная механика работы сетей мозга);
- задача любой образовательной системы сводится к научению думать; контент третичен, особенно сегодня;
- оффлайн, книги, музеи, экспедиции, долгие беседы, неотличимые от игры.
Пока остаются пророческими слова земляка и в каком-то смысле предшественника Фуко, Альбера Камю: "Школа готовит нас к жизни в мире, которого не существует".
Последствия несуществующего мира мы видим во вселенной Ведьмака, где конъюнкция сфер породила множество монстров. Не пускайте их в головы ваших детей.