Статьи
Павел Андреев

Как заставить себя делать

12 июля 2022
Идея по «заставлению» себя что-либо делать является в каком-то смысле экзотической и новой, потому что на протяжении тысячелетий перед людьми такой задачи не ставилось, ведь 95% мы живем на лунарном автопилоте, и те сознательные намерения, которые пробуждаются в оставшиеся 5% времени, могут просто не успевать закрепиться на уровне поведения и привычек.

Если оттянуть это к нейрофизиологии, то мы обнаружим явление, при котором наши истинные ценности, смыслы и мотивации сидят глубоко – в условной подкорке, а хотениями, точнее, их текстуальной частью, заведует кора, которая в тысячу раз слабее и меньше.

Ну и, наконец, если мы переходим на духовный план, то, если организм дико сопротивляется что-то делать, с высокой степенью вероятности он знает лучше, чем некая спонтанная текущая хотелка, которая ориентирована на маркетинг, инстинкты и сиюминутные прихоти. Эзотерическая мудрость «надо послушать тело» иногда попадает в яблочко.

Ну и, говоря о нейрофизиологии, мы вспоминаем Алексея Ухтомского и учение о доминанте, согласно которому, чтобы кора хоть как-то могла обуздать внутреннюю обезьяну, необходимо, чтобы сформировался некий коллективный потенциал действия, когда нейроны сплетаются в ансамбль и начинают пулять электричеством воедино, в резонансе. Покуда эта доминанта не отросла, а на нее требуется время, можно сказать, что заставлять себя придется долго.
Также, относительно «заставления», в связи с тем, что тело и мозг инерционны в развитии, имеет смысл обратить внимание на прецеденты. Раньше этим «заставлянием» занималась религия, сословные правила, кастовые структуры, цеховые структуры, и когда большая часть населения горбатится от зари до зари, так, как это делали их прадеды, деды и отцы, то заставлять себя не надо, организм и так делает то, что надо, то, что «доктор прописал».

А вопросами «заставления» себя ведала горстка аристократии, скучающая и освобожденная от ручного труда. И в античные времена аристократия придумала себе добродетель на западе и условную саттва гуну на востоке, затем это превратилось в некие этические компоненты, выраженные в религиозных, рыцарских и иных ритуалах.

Но к настоящему моменту, в постиндустриальную информационную эпоху постмодерна, и рыцари сдохли, и в церквях народа маловато, и сословия, по крайней мере внешне, развалили. Вот и проходится заставлять себя делать.

По идее, если человек прошел второе рождение согласно Плану развития Chronos, и более или менее сонастроился с собственным сознанием, поймал состояние игры и слышит даймона, то вся остальная обезьянья структура будет плясать под эту дудку просто потому, что так все устроено – мы принимаем решения «наверху», а все остальное уже осуществляется на автопилоте.

По этой причине достаточно некорректно интерпретируют эксперименты Бенджамина Либета, что, якобы, они демонстрируют отсутствие свободы воли. На самом деле они демонстрируют аутсорс, когда автопилот пришел куда-то своими ногами и потом угадывает всякие точечки на дисплее. Но люди, которые приходят заниматься экспериментами к нейрофизиологам, они же не сомнамбулы, их туда никто силком не тащил. И здесь то же самое.

Следовательно, ответ на вопрос: «Как заставить себя что-либо делать» – никак не заставить. Тело, ствол мозга, инстинкты, страхи и установки возьмут свое.

Но если заниматься последовательным апгрейдом своего софта и соединением проводков под капотом, то заставлять не придется – вспыхивает намерение, а автопилот его тут же подхватывает.

Похожее