Меню

О ЦЕЛОСТНОСТИ УМА

  • Астрология
Смотреть все
  • Психология
Смотреть все

В натальной карте за интеллект отвечают главным образом две планеты: меркурий и юпитер.

1) меркурий - это способность задавать вопросы, схватывать информацию на лету и методично воспроизводить уже выученное, это аналитические навыки дробить услышанное и прочитанное, выделять части, нарезать фразы на слова, чтобы потом складывать их в другой последовательности.

2) юпитер - это способность посмотреть с высоты птичьего полёта на изученное, способность дать ответы и создать систему, это синтетическое мышление, связанное с обобщением изученного в правила-понятия-теоремы и созданием новых идей и смыслов, отделением зёрен от плевел.

В зависимости от нюансов натальной карты у каждого человека одна из планет сильнее, другая слабее, одна доминирует, другая ведомая и подстраивается. Грубо говоря, всех людей можно разделить на "учеников-коммуникаторов-рационалистов" (меркурианцы) и "креативных философов-технологов" (юпитерианцы).

Несмотря на ведущую роль одной из планет, для максимально эффективной работы интеллекта требуется гармония: первичное звено меркурий (совместно с луной) служат пылесосом внимания и захватывают новое, сортируют единичные факты, которые впоследствии юпитер синтезирует в единую систему - то, что нейрофизиологи называют постпроцессинг, когда информация превращается в знания и навыки.

Однако информационная структура общества, подход к образованию детей и технологии нашей среды навязывают нам меркурианство. Зачем запоминать, когда можно достать телефон и воспользоваться гуглом. Зачем что-то сочинять и размышлять, когда есть готовые ответы в интернете. Зачем делать выводы, если по телевизору и так всё скажут. В большинстве школ нестандартное мышление подавляется, вместо него навязывается навык копировать и пересказывать, получая одобрение.

Кроме того, мы живём в таком насыщенном потоке внешнего шума, что даже изначально сильный юпитер атрофируется в потоке поверхностного общения, смс-ок, напоминалок, емейлов и так далее.

Помимо бесспорных технологических плюсов информационный век непреднамеренно сделал людей глупее, как в своё время промышленная революция и Генри Форд наградили людей остеохондрозом и другими проблемами, когда стало удобнее ездить, а не ходить.

Особенность нашего мозга такова, что за редчайшими индивидуальными исключениями он строго монозадачен, т.е. выполняет одну операцию в одну единицу времени. Если Вы легко прыгаете между разными темами и вопросами - не тешьте себя иллюзиями, Ваш интеллект вынужден рубить на корню одну задачу, останавливать себя, метаться к другой, затем возвращаться к третьей.

В норме фаза меркурия (услышал, посчитал, почитал, узнал) сменяется фазой юпитера (постпроцессинг, в ходе которого информация уходит в долгосрочную память и становится частью нашего собственного опыта). В условиях постоянного потока информационного шума, когда мы пытаетмся говорить-думать-делать одновременно несколько задач, занимаемся шаблонными операциями, не задумываемся о глубине и смысле, принимаем видимое и не читаем между строк, вместо памяти используем гугл, то ломаем нервные связи здоровых клеток мозга и выключаем юпитер.

Симптомы атрофированного юпитера: 
- становимся рассеянными;
- не можем ничего запомнить, страхуемся напоминалками и планшетами, чувствуем себя как без рук с разряженным телефоном;
- не можем сконцентриророваться на одной проблеме, вертимся в болоте задач, каждая из которых манит и кажется важной, но не получается создать лестницу приоритетов;
- делаем всё понемножку и ничего конкретного, не получая удовольствие ни от процесса (потому что суета и однообразие), ни от результата (потому что его попросту нет);
- рефлекторно хотим проверить почту или лайки в соцсети, каждые 5 минут мигрируя из реальности в царство айфона;
- у нас не получается писать и читать внятные длинные тексты, не получается вдумываться, невозможно делать выводы и придумывать нечто самим, приходится копировать;

Даже если Ваша деятельность связана с морем информации и без телефона с соцсетями Ваша работа теряет смысл, в Вашем распоряжении простейшие методы, чтобы сохранить ясность и мудрость Вашего разума и восстановить нарушенные нервные связи:
1) делайте расписание и дозируйте виды нагрузки: проверяю почту и телефон в такое-то время, основную работу делаю в такое-то время, отдыхаю от всего в такое-то;
2) периодически полностью отделять себя от привычной суеты, проще всего через далёкое путешествие; если нет возможности - отключаете все виды связи и путешествуете по ближайшему лесу и парку;
3) забыть про отговорку "я уже научился в школе и вузе, больше не буду" - постоянно насыщать свой мозг новыми знаниями и навыками (внимание: это не поверхностное чтение статей, а полный цикл услышал-увидел-попробовал-сделал-запомнил-научил других);
4) отучать себя от гаджетов, побольше запоминать, поменьше подсматривать;
5) если Вы работаете за компьютером и делаете важные задачи (документ, таблицу, дизайн, план), то отключайте интернет-роутер, или выдёргивайте сетевой шнур, или поставьте себе программу, которая по запросу отключала бы интернет и лишала бы Вас соблазна проверить соцсети и любимые сайты с новостями и котами.

Именно юпитер делает человека не просто многознающим, но мудрым. Недаром в самых передовых западных компаниях на вес золота ценятся люди, прошедшие советскую школу и классические технарские вузы Новосибирска, Петербурга и Подмосковья, где вместо айпада, компьютера и калькулятора основой была голова и листок бумаги.

Это совершенно иная высота мышления, совершенно иной уровень постпроцессинга. Эта высота доступна и Вам, развивайтесь.

Автор: Павел Андреев

Записаться в LabLife